23 декабря – День дальней авиации ВВС России

23 декабря – День дальней авиации ВВС России

Эта дата выбрана неслучайно, ведь именно 23 декабря 1913 года совершил свой первый полет четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», который изобрел легендарный авиаконструктор – Игорь Сикорский. А ровно через год 23 декабря 1914 года по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра из таких самолетов. Теперь понятно, что для выбора этой даты были все основания, но учрежден День дальней авиации ВВС России был только в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС РФ.

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
23.12.2020

Эта дата выбрана неслучайно, ведь именно 23 декабря 1913 года совершил свой первый полет четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», который изобрел легендарный авиаконструктор – Игорь Сикорский. А ровно через год 23 декабря 1914 года по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра из таких самолетов. Теперь понятно, что для выбора этой даты были все основания, но учрежден День дальней авиации ВВС России был только в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС РФ.

Великая Отечественная война

Уже с первого дня войны дальней авиацией было выполнено несколько боевых вылетов. В 1942 году дальнебомбардировочная авиация была переименована в авиацию дальнего действия, которая непосредственно подчинялась Ставке Верховного Главнокомандующего.

В годы Великой Отечественной войны дальняя авиация участвовала во всех крупных операциях, выполняя специальные задания, поставленные перед ней Красной Армией. За четыре года войны было выполнено 220 тысяч боевых вылетов, сброшено около 2,5 млн. бомб различного калибра. Более десятка авиакорпусов и более 40 авиаполков дальнего действия были преобразованы в гвардейские. Большинство из них награждены орденами и им присвоены почетные звания. Более 25 тысяч бойцов авиации дальнего действия удостоены государственных наград, а 269 человек стали Героями Советского Союза, шестеро из них – дважды.

Сегодня Дальняя авиация является оперативно-стратегическим объединением Вооруженных сил Российской Федерации, стратегическим резервом Верховного главнокомандования и компонентом стратегических ядерных сил России. Дальняя авиация России входит в стратегическую триаду страны наравне с подводными лодками и ракетами. На вооружении современной Дальней авиации состоят 15 - бомбардировщиков Ту-160. Ракетоносец Ту-95МС, разработанный 50 лет назад, но не имеющий себе равных во всем мире. Ту-95МС - бомбардировщик с турбовинтовым двигателем. И самолеты Ту-22МЗ входят в состав морской дальней авиации.

Среди наших земляков, смолян, есть те, кто посвятил свою жизнь служению авиации дальнего действия. Сегодня мы хотим рассказать об участнике Великой Отечественной войны, участнике освобождения Смоленской земли и штурма города-крепости Кенигсберга, прославленном летчике полковнике запаса Сидорове Николае Павловиче.

Николай Павлович родился на Тульской земле, но в послевоенные годы проживал на Смоленщине, где до сих пор живут его родственники. Окончив среднюю школу г. Тула, в сентябре 1940 года добровольно поступил в Тамбовскую школу пилотов ГВФ.

В декабре 1940 года школа была передана в Наркомат Обороны. Николай Павлович окончил ее в августе 1942 года в г. Джизок Узбекской ССР. Дальнейшее обучение проходил уже в 1РВШШиЛ АДД с августа 1942 по июль 1943 года в г. Карши Узбекской ССР. После окончания штабом АДД был направлен в 36 АД, а оттуда в 42 АП, ныне 171 гв. БАП.

В ночь на 20 июля 1943 при выполнении боевого задания Николай Павлович был сбит истребителем противника в районе станции Оптуха, 15 км севернее г. Орел. Раненый в воздухе был выброшен из горящего самолета. Потерявшего сознание от ранения и удара о землю Николая Павловича схватили немцы. Утром 20 июля он был отправлен в г. Орел в городскую тюрьму. Пробыл в ней до 31 июля 1943 года.

31 июля 1943 года при посредстве главного врача тюрьмы, бывшего пленного дивизионного врача, как непригодный к эвакуации по состоянию здоровья, был направлен в городскую инфекционную больницу гражданского ведомства по подложному пропуску на имя Васильева Кирилла. Наступлением Красной Армии во время взятия г. Орел Николай Павлович был освобожден. Санитарными органами через полевой госпиталь был отправлен для стационарного лечения в г. Тулу в эвакогоспиталь 1506, где проходил лечение с 14 августа по 1 октября 1943 года. По излечении был возвращен в свою часть, где продолжил проходить службу.

При бомбардировании г. Минска 17 мая 1944 года Николай Павлович был подбит истребителем противника. При этом был ранен в правую голень. Самолет, имевший пробоины и повреждения, был благополучно приведен на свой аэродром (Выдропужск). Николай Павлович также принимал участие в Восточно-Прусской операции, взятии города-крепости Кёнигсберга и штурме Берлина.

После окончания войны Сидоров продолжил службу в Советской Армии. С ноября 1945 года он был заместителем командира эскадрильи 28-го гвардейского бомбардировочного авиаполка. В 1949 году он окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу. Служил на различных командных должностях в авиационных подразделениях. С ноября 1956 года командовал 79-м тяжёлым бомбардировочным авиационным полком. В 1959 году окончил курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии, после чего служил в 50-й воздушной армии, дислоцированной в Смоленске, был старшим инспектором – лётчиком по технике пилотирования и теории полёта отдела боевой подготовки, позднее был переведён на ту же должность в 6-й отдельный тяжелый бомбардировочный авиационный корпус. С мая 1970 года Сидоров руководил командным пунктом управления полётами оперативной группы в Арктике. В ноябре 1972 года в звании полковника он был уволен в запас. Проживал в Смоленске, умер 22 марта 1976 года, похоронен на аллее Почёта Нового кладбища Смоленска.

Награжден: двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени», двумя орденами Красной Звезды; и медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и рядом других.

У Николая Павловича большая семья: жена, Радовская Янина Альбертовна, и двое детей - сын Александр и дочь Ирина.

 

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2024

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы