К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Лавейкина Ивана Павловича

К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Лавейкина Ивана Павловича

Иван Павлович Лавейкин родился 2 августа 1921 года в городе Смоленске в семье работника железной дороги. Детство Ивана было тяжелым. Когда ему исполнилось 3 года трагически погиб отец. Мать второй раз вышла замуж, но вскоре умерла. С отчимом и мачехой Иван переехал в Брянск, где новые родители служили на местном аэродроме.

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
02.08.2021

Иван Павлович Лавейкин родился 2 августа 1921 года в городе Смоленске в семье работника железной дороги. Детство Ивана было тяжелым. Когда ему исполнилось 3 года трагически погиб отец. Мать второй раз вышла замуж, но вскоре умерла. С отчимом и мачехой Иван переехал в Брянск, где новые родители служили на местном аэродроме.

Позднее Иван Павлович вспоминал: «Мечта стать летчиком овладела мной еще в детские годы, но путь в авиацию был для меня нелегким. Я рано остался без родителей и с поступлением в Брянский аэроклуб должен был пойти работать на завод дорожных машин «Дормаш». Там я работал грузчиком, позже фрезеровщиком и одновременно с работой начал изучать летное дело.

Мой первый самостоятельный полет на самолете У-2 я выполнил в мае 1938 г. Нелегко было учиться и работать, я жил в аэроклубе, постелью мне служили поставленные прямо в ряд табуреты.

Несмотря на эти трудности, я вместе с другими товарищами окончив аэроклуб, в феврале 1939 года уехал в Одесскую летную школу им. Полины Осипенко.
В мае 1940 года окончил летную школу, и в декабре 1940 года, после переучивания на новый истребитель в резервном авиационном полку, я получил назначение в 33-й истребительный авиационный полк, который базировался в то время на аэродроме Пружаны недалеко от границы».

Начало Великой Отечественной войны было неудачным для 33-го истребительного авиаполка. С утра 22 июня 1941 года его летчики смогли сбить 4 немецких бомбардировщика. Но уже к 10 часам, после налетов вражеской авиации на аэродром, в полку не осталось ни одного исправного самолёта. Уцелевший личный состав был эвакуирован в г. Горький, где получил новые истребители ЛаГГ-3. 

2 августа 1941 года полк перебазировался на Западный фронт, на аэродром «Двоевка» недалеко от Вязьмы. 8 августа младший лейтенант Лавейкин в составе 4-й эскадрильи в качестве пополнения был переведен в 129-й истребительный авиаполк. Личный счет побед Иван Павлович открыл 18 августа 1941 года сбив в районе города Дорогобуж немецкий самолёт Ме-109E, который расстреливал опускавшихся на парашютах наших летчиков, покинувших горящий бомбардировщик СБ. «Командир звена Ф.И.Мочалов атаковал ведущего фашиста, а я начал атаку ведомого. Немец заметил мою атаку и пытался со снижением уйти на запад, но скорость у меня была больше, машина моя имела превышение над противником, и мне удалось быстро близко подойти и с малой дистанции буквально в упор обстрелять фашистский самолет. Мне казалось, что проходило слишком много времени - «мессер» не загорался и не падал, а я продолжал вести огонь из пушек и пулеметов. Трассы окутали фашистский самолет, но он не падал, самолет снижался, а вместе и ним также снижался и я. Когда осталось до земли буквально считанные метры, машина противника врезалась в лес, я едва успел выхватить свой истребитель из пикирования…».

В составе 129-го истребительного авиаполка И.П. Лавейкин участвовал в Смоленском оборонительном сражении и защите Москвы. 6 декабря 1941 года приказом Народного комиссара обороны СССР № 351 «За боевые заслуги и участие в оборонительных боях под Москвой и проявленные при этом мужество и героизм» 129-му истребительному авиационному полку, среди первых в авиации шести полков, было присвоено звание «гвардейский». Он стал именоваться 5-м гвардейским истребительным авиационным полком, впоследствии ставшим самым результативным полком по количеству сбитых самолётов противника. 

В сентябре 1942 года гвардии капитан Лавейкин назначается на должность командира 2-й эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиаполка. На тот момент это был уже опытный летчик, проведший не один воздушный бой, грудь которого украшало 3 ордена Красного Знамени. «Первую награду он получил на Западном фронте. В тот момент им было произведено 38 успешных боевых вылетов, из них: на прикрытие – 12, на штурмовку – 5, остальные на сопровождение. Провел 6 воздушных боев, в результате которых лично сбил 1 самолет противника и в группе 4. За 5 сбитых самолетов противника был награжден орденом Красное Знамя, 3.11.1941г.

Вторую награду тов. Лавейкин получил за боевую работу на Калининском фронте, в то время им было проведено 66 успешных вылетов, из них 18 на штурмовку. За успешные штурмовые действия награжден вторым орденом Красное Знамя, 29.12.1941 г.

Третью награду тов. Лавейкин получил за проведенный воздушный бой с численно превосходящими силами противника, 5-ти наших самолетов против 30-ти самолетов противника, за что и получил третий орден Красное Знамя 4.6.1942 г.».

Командование части отмечало, что гвардии капитан Лавейкин: «Смелый, инициативный воздушный боец, бесстрашно навязывающий бой врагу и всегда вступает с превосходящими силами противника». Подтверждением тому являются следующие факты из его боевой биографии. 8 мая 1943 года в ходе боев над Донбассом прикрывая наши войска на плацдарме на правом берегу Северского Донца в районе села Привольное И. П. Лавейкин на Ла-5 оставшись в арьергарде группы, был атакован 4-мя внезапно появившимся из-за облачности фашистскими истребителями. Переведя бой на вертикали и создав для противника невыгодную обстановку он сбил два Ме-109G и с помощью подоспевших товарищей обратил в бегство оставшихся.

20 июля 1943 года в ходе Изюм-Барвенковской наступательной операции, прикрывая переправу через реку Северский Донец и войска на плацдарме южнее поселка Червонный Шахтер, ведомые гвардии капитаном И. П. Лавейкиным 12 Ла-5 вступили в бой с 35 истребителями противника Ме-109F и Фв-190, 12 бомбардировщиками Хе-111 и 18 Ю-87. Наши летчики сбили семь самолётов, из которых два Ме-109F сбил ведущий группы гвардии капитан Лавейкин.

15 августа 1943 года в ходе Донбасской наступательной операции в районе г. Изюм девятка Ла-5 И. П. Лавейкина вступила в бой со 120 самолётами противника. В результате воздушного боя сбили шесть и подбили четыре самолёта врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Лавейкину Ивану Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В октябре 1943 года гвардии майор Лавейкин был назначен на должность заместителя командира 5-го гв. иап. В октябре 1944 года он становится летчиком-инспектором по воздушному бою Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии и продолжает боевые вылеты в составе 2-й воздушной армии.

Всего за годы Великой Отечественной войны Иван Павлович Лавейкин совершил 498 боевых вылетов, провел 106 воздушных боев, в которых лично сбил 24 самолёта противника.

По окончании боевых действий продолжил службу на разных должностях в Военно-воздушных силах Советского Союза. В 1950 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. 5 мая 1960 года, в возрасте 38 лет, И. П. Лавейкину было присвоено звание генерал-майор авиации.

С 1964 года Иван Павлович — на преподавательской работе, старший преподаватель, а с 1975 года — начальник кафедры ВВС Военной академии имени М. В. Фрунзе.

В январе 1986 года Ивана Павлович тяжело заболел. В мае, за несколько месяцев до смерти, он защитил кандидатскую диссертацию. Причём, сделал это не ради тщеславия, а по настоянию друзей и коллег. 2 декабря 1986 года Иван Павлович Лавейкин умер. Похоронен в Москве на Кунцевском мемориальном кладбище.

Совсем немного не дожил Иван Павлович до 6 февраля 1987 года, когда в небо поднялся его сын, Лавейкин Александр Иванович, совершивший космический полёт к орбитальной станции «Мир» в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-2», проведя на околоземной орбите 174 суток 3 часа 25 минут и 56 секунд. За это Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30.07.1987 года, как и его отец, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Награжден: присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 1113 (1943г.), четырьмя орденами Красного Знамени (в 1941г дважды., 1942г., 1955г.), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1943г., 1985г.), двумя орденами Красной Звезды (1954г.), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1975г.), медалями, в т.ч. «За боевые заслуги». Польским Золотым Крестом Заслуги (1973г.).

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2024

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы