КАЛЕНДАРЬ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ: 120 ЛЕТ СМОЛЕНСКОМУ ТРАМВАЮ

КАЛЕНДАРЬ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ: 120 ЛЕТ СМОЛЕНСКОМУ ТРАМВАЮ

20 октября (1 ноября по новому стилю) 1901 г. по улицам Смоленска прошёл первый трамвай. Строительство трамвая осуществлялось электрическим обществом «Унион», которому и были переданы права на эксплуатацию трамвая. Смоленская городская управа отвела участок для строительства трамвайного управления на левом берегу Днепра за крепостной стеной, ниже Армянской улицы (ныне ул. Соболева в районе Горводоканала).

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
20.10.2021

20 октября (1 ноября по новому стилю) 1901 г. по улицам Смоленска прошёл первый трамвай. Строительство трамвая осуществлялось электрическим обществом «Унион», которому и были переданы права на эксплуатацию трамвая. Смоленская городская управа отвела участок для строительства трамвайного управления на левом берегу Днепра за крепостной стеной, ниже Армянской улицы (ныне ул. Соболева в районе Горводоканала).

Первый маршрут прошёл по улицам Троицкое шоссе и Большая Благовещенская (ныне ул. Большая Советская). Возле «здания с часами» трамвайные рельсы поворачивали на улицу Пушкинская (ныне ул. Ленина), шли до Лопатинского сада, а затем по Ильинской улице (ныне ул. Октябрьской революции) через Губернаторский пролом трамвай шёл по улице Большой Энгельгардтовской (ныне ул. Дзержинского) и доходил до Королевского бастиона с западной стороны. Этот маршрут использовался до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

После войны трамвайные пути на улице Пушкинской (ул. Ленина) были демонтированы. В своё время это был самый оживлённый маршрут города. Старожилы вспоминают, как они на трамвае по улице Большой Советской поднимались до «Часов», ехали до Лопатинского сада (с 1930 г. Центральный парк культуры и отдыха), доезжали до цирка, который в те годы располагался по улице Октябрьской революции в районе башни Громовой. Кстати, остановка «Часы» на ул. Большой Советской сохранялась до начала 1960-х гг. К знаменитым смоленским «Часам» сходились все маршруты города. Смоляне так и говорили: «дойти до «Часов», «остановиться возле «Часов», «встретиться у «Часов».

Вскоре после первого были проложены второй и третий трамвайные маршруты: по улице Энгельгардтовской (ул. Дзержинского) и в Заднепровье от виадука на Покровскую гору до Земской больницы. Трамваи были маленькими и иногда, из-за особенностей городского рельефа, сходили с рельс. Подобные происшествия нередко происходили на улице Большая Благовещенская и на Покровской горе.

В годы революции и гражданской войны движение трамваев было приостановлено с 1919 г. по 1922 г. В 1929 г. возобновилось движение на Покровскую гору по изменённому маршруту, в результате чего пришлось снести церковь Александра Невского. В довоенные годы были проложены новые трамвайные линии: по Рославльскому шоссе в хлебозаводу, по Киевскому шоссе к областной больнице, по ул. Кутузова к авиазаводу, по ул. Декабристов (ныне ул. Тухачевского).

Большой урон смоленскому трамваю был нанесён в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С 1943 г. началось восстановление города, а вместе с ним и восстановление смоленского трамвая. В ноябре 1947 г. трамвай вновь прошёл по улицам Смоленска. Бывшая сотрудница Смоленского музея-заповедника М.А. Захаренкова вспоминала, что движение трамвая открыли 6 ноября, в канун годовщины Октябрьской революции, и в этот день детей бесплатно катали на трамвае от площади Смирнова до Колхозной площади.

Трамвай всегда был очень популярным видом транспорта в городе. В 1959 г. проложили 2-й путь по Киевскому шоссе длиной 4,4, км. В 1963 г. было введено в строй новое трамвайное депо. В 1967 г. было открыто движение на Поповку (строительство велось с 1964 г.). В 1972 г. построены 4 км путей по ул. Нахимова и ул. Багратиона. В 1983 г. проложены пути на Киселёвку. В 1989 г. смоленский трамвай достиг пиковой точки своего развития – 6 ноября была открыта линия вдоль улицы Маршала Еременко до остановки «Ситники».

В 2001 г. трамвайное движение по улицам Большой Советской, Исаковского и Тухачевского было закрыто.

В Смоленском музее хранятся фотографии и фото-открытки XX в., связанные со смоленским трамваем, а также комплекс трамвайных проездных документов периода 1914–начала 2000-х гг.

24 октября в 14.00 в Историческом музее состоится лекция «Из истории смоленского трамвая», приуроченная к 120-летию с момента открытия движения смоленских трамваев в 1901 г.

Справки по телефону: 38-38-62

 

1. Трамвай на ул. Троицкое шоссе (ныне северный участок ул. Большая Советская). Начало XX в. Россия. Смоленск. Фотооткрытка.
2. Трамвай на железнодорожном виадуке в Заднепровье. Начало XX в. Россия. Смоленск. Фотооткрытка.
3. Сад Блонье и трамвай. Начало XX в. Россия. Смоленск. Фотооткрытка.
4. Сошедший с рельс трамвай на ул. Троицкое шоссе (ныне северный участок ул. Большая Советская). Начало XX в. Россия. Смоленск. Фото.
5. Трамвай на ул. Большой Советской у «здания с «Часами». 1930-е гг. СССР. Смоленск. Фото.
6. Работы по восстановлению трамвайных путей на ул. Большой Советской. 1947 г. СССР. Смоленск. Фото.
7. Пуск трамвайного движения на остановке на пл. Смирнова. 1 ноября 1947 г. СССР. Смоленск. Фото.
8. Трамвай на ул. Большая Советская. 1954 г. СССР. Смоленск. Фото.
9. Трамваи на Колхозной площади. Начало 1960-х гг. СССР. Смоленск. Фото

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2021

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!