dir@smolmuseum.ru

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Музейная жизнь

В Художественной галерее открылась выставка «Вячеслав Иванов и Рим. Иллюстрации Г.А.В. Траугот к «Сонетам Микеланджело»

08 июня 2018г.

8 июня в 14.00 в Художественной галерее Смоленского музея-заповедника открылась выставка «Вячеслав Иванов и Рим. Иллюстрации Г.А.В. Траугот к «Сонетам Микеланджело».

Представленная экспозиция является точкой пересечения трех художников: Микеланджело Буонарроти, Вячеслава Иванова и Александра Траугота. Европейский Ренессанс, русский модернизм и современная живопись сочетаются в едином художественном целом, демонстрируя «вселенскую отзывчивость» русской культуры, ее интерес к многовековым культурным ценностям. Искусство поэтического слова (Вячеслав Иванов) и искусство кисти (Александр Траугот) создают здесь своеобразный симбиоз, который помогает явить уникальный гений Микеланджело: широкой публике он больше известен как живописец и скульптор, в то время как он был и самобытным, глубоким поэтом.

Александр Георгиевич Траугот (род. в 1931 году) – старейший и известнейший российский художник-иллюстратор, книжный график, участник творческого и одновременно семейного содружества художников (помимо него в это содружество входили Георгий Николаевич (отец) и Валерий Георгиевич (брат) – отсюда и «странная» аббревиатура «Г.А.В. Траугот»). Среди последних работ А.Г. Траугота – иллюстрации к изданиям «Полтавы», «Мастера и Маргариты», «Фауста», «Песни Песней», «Евангелия от Луки». Неповторимый стиль работ Траугота, сочетающий в себе недосказанность, суггестивность и лирическую утонченность письма, сделали его одним из самых востребованных и оригинальных современных российских художников. За свое творчество А.Г. Траугот был удостоен премии Президента РФ в области литературы и искусства (2014).

Имя поэта, мыслителя и ученого Вячеслава Ивановича Ивáнова (1866–1949) в России ассоциируется прежде всего со знаменитой «Башней» – квартирой на Таврической улице в Петербурге, где проходили так называемые «среды» – собрания, которые Н.А. Бердяев называл «утонченной культурной лабораторией». Здесь встречались поэты, философы, художники, композиторы, музыканты, режиссеры, актеры. Иванов был главным теоретиком русского символизма, созданная им философия символа, воспринятая священником Павлом Флоренским, послужила всемирному открытию феномена русской иконы. В западноевропейской культурной среде Иванов известен как автор формулы «дышать обоими легкими», которая обозначает взаимное признание духовного наследия как западной, католической, так и восточной, православной Европы.

Более половины своей жизни Иванов прожил в Италии.  После эмиграции в 1924 году преподавал в итальянских университетах. Одна из сторон творческой личности Иванова – переводческая. От Иванова остались переводы Данте, Петрарки, Микеланджело, д’Аннунцио.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – величайший художник эпохи высокого и позднего Возрождения. В первую очередь он прославился как скульптор, автор таких статуй, как «Давид», «Моисей», «Пьета». По заказу папы Юлия II Микеланджело расписал потолок знаменитой Сикстинской капеллы, входящей в комплекс музеев Ватикана. Поэтическое творчество находилось на периферии творческих занятий Микеланджело, но оно оказало несомненное влияние на европейский романтизм и русский модернизм, в частности на Вячеслава Иванова.

О Микеланджело Иванов впервые написал в цикле «Итальянские сонеты», созданном в начале 1890-х годов. Иванов усвоил многие идеи Микеланджело о художественной форме, о соотношении «духа» и «материи», творчества и действительности, платоническом и христианизирующем Эросе.

Частью экспозиции является слайд-шоу, основанное на серии рисунков Г.А.В. Траугот, под названием «В поисках лица Микеланджело».