«Портрет Князя Алексея Куракина». Новости отдела реставрации Смоленского музея-заповедника

«Портрет Князя Алексея Куракина». Новости отдела реставрации Смоленского музея-заповедника

В 2019 году в отдел реставрации музея-заповедника пришла для выполнения реставрационных работ картина неизвестного художника 19 века «Портрет Князя Алексея Куракина» (128 х 96 см).

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
04.03.2020

 

В 2019 году в отдел реставрации музея-заповедника пришла для выполнения реставрационных работ картина неизвестного художника 19 века «Портрет Князя Алексея Куракина» (128 х 96 см). Портрет является парным к ранее отреставрированному «Портрету княжны Юлии Федоровны Куракиной». Реставрационную работу проводила Ольга Куликова, художник-реставратор 1-й категории. Эти два портрета поступили в Смоленский музей из усадьбы Скугарево  Гжатского уезда, бывшего имения Н.В. Муравьева,  министра юстиции и генерал-прокурора Российской империи  конца 19 века.

Состояние сохранности живописного портрета было таким же, что и портрет  супруги князя Алексея Куракина Юлии Федоровны. В ходе исследования живописи выяснились следующие моменты: два портрета были созданы в одно время и одним художником. Написаны оба портрета в Париже, что подтверждается надписями на обороте холста в левом верхнем углу, надписи выполнены одной и той же рукой черной тушью: 

«Князь Алексей

Борисовичъ Куракинъ

поверенный въ домах въ

Парижеъ, при Напо –

леонеъ III. меъ»

------------------------------------------

«Гофъ-Мастерины

Портретъ Княгини Юл

Федоровны Куракиной, рожд: Княжны Голициной.

Писан: въ Париже въ 1849 г.»

 

В ходе реставрационных работ выяснилось также, что когда-то  картина подвергалась «ремонту», были изменены размеры портрета. После реставрации первоначальные размеры были восстановлены, картина дублирована на новый холст, закреплена на новом подрамнике.  После удаления старого лака были сделаны тонировки, картина покрыта  реставрационным лаком. В результате реставрации портрет приобрел экспозиционный вид.

Князь Алексей Борисович Куракин (1809–1872) изображен на портрете во время его службы секретарем российских посольств в Париже и  Вене, он служил при  Министерстве иностранных дел с1840 по 1854 годы. Поводом создания портрета послужил факт его награждения орденом Св. Анны,  что явилось важным событием в жизни А.Б.Куракина. 

В момент написания портрета служба князя  проходила в Париже, о чем свидетельствует изображение вида из окна на Вандомскую площадь, хорошо просматривается изображение Вандомской (или  Аустерлицкой) колонны. В то время в домах Вандомской площади проживали граждане с приличным достатком, на этой же площади некоторое время Российская империя содержала посольские особняки. Известно, что на протяжении десяти лет в период с 1839 по 1849 годы в доме №12 Вандомской площади размещалось русское посольство.

В 1855 году к коронации Александра II  А.Б.Куракин был назначен гофмейстером двора великой княгини Марии Николаевны, а его супруга, княгиня Юлия Федоровна Куракина (1814 -1881), которая также являлась важной особой при  императорском дворе, была назначена  обер-гофмейстериной, а позже, с 1873 года, статс-дамой  императорского двора.

Жизнь Куракина была наполнена не только государственной службой и поездками между Москвой, Санкт-Петербургом и Европой. Жизнь в имении Надеждино под Саратовом, в тверском поместье Степановское-Волосово  также была многообразной. Кроме службы была еще одна, немаловажная примечательность  в жизни князя – увлечение рисованием и живописью, что позволило ему добиться успехов в творческой деятельности. С 1869 года он стал почётным членом Императорской Академии художеств.

О живописной манере и художественном приеме, который часто использовал Куракин, можно узнать из мемуарных историй Елизаветы Нарышкиной. В  книге «Мои воспоминания. Под властью трех царей» она довольно подробно описывала свое детство во Франции, а также своих родителей, князя Алексея Куракина и его жену, Юлию Куракину, урожденную Голицыну.
Алексей Борисович брал за основу какую-либо картину известного европейского художника, делал с нее копию и заменял в картине только лица персонажей, изображенных на первоначальном полотне, заменяя оригинальные портретные изображения на лица своих любимых. И, конечно, он часто рисовал портреты супруги и детей. Эти  портреты имеют свою историю бытования и  хранятся в Тверской картинной галерее.

Вот еще одно воспоминание из книги Ирины Дмитриевны Голицыной «Воспоминания о России (1900-1932)»: «… но более интересной казалась нам, детям, галерея портретов предков. Например, я помню портрет в натуральную величину нашей прабабушки (урожденной Голицыной), собравшейся на охоту. Изображенная на лошади, удерживаемой двумя пажами, она машет рукой двум девочкам, у одной из которых на руках маленький ребенок…»

Здесь речь идет о большом полотне. По описанию можно предположить, что такая картина  находится  в фондах Смоленского музея- заповедника под названием «Конный портрет дамы с несколькими фигурами» (название картины из инвентарной книги музея). Картина была написана неизвестным художником в 19 веке. Живописное полотно имеет большие размеры (280х232 см), сохранность его нуждается в проведении реставрационных работ. Источник поступления картины в музей неизвестен.  Исследование и реставрация картины намечены на 2021 год, но это  уже новая, будущая история.  

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2020

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73
тел./факс +7 (4812) 38 73 46

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы