- Главная
- Новости
- Музейная жизнь
- Уникальные экспонаты Исторического музея
Уникальные экспонаты Исторического музея
Фреска «семь святых» из росписи северной галереи собора на Протоке.
Конец XII-начало XIII вв.
Штукатурка, краски, роспись.
Смоленск.
800х1820х5 мм.
Собор на Протоке – один их крупнейших памятников каменного зодчества древнего Смоленска. Собор был возведён в конце XII-начале XIII вв. на ручье Протоке, расположенном на левом берегу Днепра (ныне – район Шеиновка на восточной окраине Смоленска). Собор на Протоке являлся большим классическим четырёхстопным крестово-купольным храмом.
Древнее наименование собора неизвестно. Позднейшее народное название собора – «Большой Спас на Окопах». Архитектурные формы и строительная техника дают основания датировать памятник концом XII-началом XIII вв., а по формату кирпича – 1180-1190-ми гг. XII в. Храм начал разрушаться еще в XIII в. Вероятно, сказывались бурные военно-политические перипетии монгольского нашествия и литовских набегов. Уже в XIV-XV вв. в руинах собора располагалось кладбище.
Памятник был обнаружен в 1867 г. строителями Орловско-Витебской железной дороги, которые использовали высокий «курган» как карьер для добычи щебня. Первичное исследование было проведено в 1867-1869 гг. учителем смоленской гимназии М.П. Полесским-Щепилло.
Фундаментальные раскопки собора на Протоке были проведены Смоленской архитектурно-археологической экспедицией Института Археологии АН СССР под руководством доктора исторических наук профессора Николая Николаевича Воронина в 1962-1963 гг. Фреска «семь святых» была обнаружена в 1962 г. при раскопках V аркосолия северной стены северной галереи собора. В центре фрески изображён пророк Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель). Верхняя часть фрески сильно повреждена, утрачены значительные фрагменты фигур, в частности, головы с нимбами. По этому идентификация святых крайне затруднена.
После завершения исследований в середине 1960-х фреска была передана в Смоленский музей и ныне находится во 2-м зале постоянной экспозиции исторического музея «Смоленская земля в составе Древнерусского государства».
Археологи Н.Н. Воронин и П.А. Раппопорт нашли в Смоленске следы более чем 40 каменных памятников монументального зодчества Древней Руси. В XII – первой трети XIII вв. в городе активно велось каменное строительство, сложилась самостоятельная архитектурная школа. Смоленские зодчие умели гармонически связывать свои постройки с окружающей средой: здания украшали ландшафт, а природа украшала здания. Сформировалась в Смоленске и самобытная школа росписи фресок.
Исследователь С.В. Максимов писал о Смоленске: «Из древнейших городов земли Русской едва ли найдётся другой, где бы так мало сохранилось надземных остатков старины, но где бы в то же время было такое их множество, скрытых под толстыми пластами наносной земли. Развалины всякого рода во множестве окружают и наполняют город».
И поныне в Смоленске можно увидеть редчайшие образцы домонгольского каменного зодчества – крестово-купольные храмы XII в: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Архангела Михаила (Свирская).
Подписи к иллюстрациям:
1. Фреска «семь святых» из росписи северной галереи собора на Протоке. штукатурка, краски, роспись
2. Раскопки собора на Протоке под руководством Н.Н. Воронина. Фото 1962 г.
3. Собор на Протоке конец XII – начало XIII в. Реконструкция Н.Н. Воронина. 1963 г.
4. Комплекс «Каменное зодчество древнего Смоленска XII – начала XIII вв.»