- Главная
- Новости
- Музейная жизнь
- Уникальные экспонаты Исторического музея
Уникальные экспонаты Исторического музея
Амулет-подвеска в виде коня, сакральный знак.
Середина 1-го тысячелетия до н.э.
Городище Днепро-двинской культуры у деревни Новые Батеки Смоленского района.
Бронза, литьё. 20х20х5 мм.
Амулет-подвеска в виде коня был найден экспедицией смоленского археолога Е.А. Шмидта (1920-2019) в 1959 г. во время раскопок городища у д. Новые Батеки Смоленского района.
Памятник принадлежал культуре раннего железного века – днепро-двинским племенам, населявшим Смоленщину с VIII в. до н.э. по III в. н.э. Днепро-двинские племена в языковом отношении, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе и относились к некой, только формирующейся прото-балто-славянской общности, на что косвенно указывают названия рек бассейна Днепра и Западной Двины. Основным типом поселения днепро-двинцев были городища, которые строились на возвышенностях и хорошо укреплялись. Располагались они, как правило, на холмах близ небольших речек или ручьёв, около места их впадения в более крупные реки. Площадь городищ обычно невелика: около 600-1000 кв м.
В течение всего рассматриваемого периода у днепро-двинских племён сохранялись родовые отношения. Каждое отдельное городище было местом поселения одного рода, но к концу периода с ростом численности населения на городищах могли размещаться несколько семей, а жители двух-трёх близлежащих городищ составляли род. Совместная деятельность по сооружению оборонительных укреплений вокруг посёлка, неразделённое хозяйство, характер жилых и хозяйственных построек – всё это говорит о сохранении общинной собственности и демократических порядках в тогдашнем обществе.
Мощные оборонительные сооружения говорят о том, что население проживало в постоянной военной опасности. Она исходила от обитателей соседних поселений, а также от чужеземных грабителей, которые могли проникать по рекам на большие расстояния.
Амулет-подвеска обнаружен на городище в пласте №2 квадрат Б-8. По Е.А. Шмидту амулет-подвеска являлся сакральным, священным знаком. Как правило, для людей того времени характерно обожествление сил природы, солнца, огня или домашнего очага. Сама фигурка лошади говорит о многом. Известно, что культ коня тесно связан с культом солнца. Для раннеземледельческих общин культ солнца, обеспечивающего хороший урожай, был закономерным. С культом солнца связаны и такие находки Днепро-двинской культуры, как пекторали (от лат. pectus «грудь» – нагрудное украшение), фрагменты керамики, глиняные погремушки и грузики с солярными (солнечными) знаками.
Амулет-подвеска передан в Смоленский музей Е.А. Шмидтом в 1960 г.
Амулет в виде коня, стал одной из самых любимых находок Евгения Альфредовича Шмидта. Именно «амулет-коник» из городища у д. Новые Батеки учёный выбрал в качестве экслибриса (книжный знак, удостоверяющий владельца книги) для своей библиотеки.
Схожий, но несколько меньший по размеру «амулет-коник» Е.А. Шмидт обнаружил при раскопках другого памятника Днепро-двинской культуры.
Подписи к иллюстрациям:
1. Амулет-подвеска в виде коня, сакральный знак.
Середина 1-го тысячелетия до н.э. Городище Днепро-двинской культуры у деревни Новые Батеки Смоленского района.
Бронза, литьё. 20х20х5 мм.
2. Амулет-подвеска в виде коня, сакральный знак.
Середина 1-го тысячелетия до н.э. Смоленщина.
Бронза, литьё. 15х19х4 мм.
3. Амулеты-подвески в виде коня, сакральные знаки. Середина 1-го тысячелетия до н.э. Смоленщина.
4. Комплекс «Днепро-двинские племена. Обработка железа и бронзолитейное производство» в 1-м зале постоянной экспозиции Исторического музея.
5. Боевой топор. Середина 1-го тысячелетия до н.э. Днепро-двинские племена. Смоленщина. Железо.
6. Монтаж 1-го зала исторической экспозиции. Фотография. 25 декабря 2010 г.
7. Гривна. Середина 1-го тысячелетия до н.э. Днепро-двинские племена. Смоленщина. Железо.
8. Предметы культа и верований. Середина 1-го тысячелетия до н.э. Днепро-двинские племена. Смоленщина. Глина, бронза, кость
Фотография.