«ВОЕВАЛ, КАК ВСЕ»

«ВОЕВАЛ, КАК ВСЕ»

Николай Яковлевич Яковлев родился 26 апреля 1921 года в крестьянской семье в деревне Дубецкое Сычёвского района Смоленской области. В 1937 году после окончания 7 классов переехал к старшему брату в Москву. Поступил работать в Метрострой, где немного подучившись, стал помощником машиниста компрессорной станции.

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
26.04.2021

 

К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза летчика Николая Яковлевича Яковлева.

Николай Яковлевич Яковлев родился 26 апреля 1921 года в крестьянской семье в деревне Дубецкое Сычёвского района Смоленской области. В 1937 году после окончания 7 классов переехал к старшему брату в Москву. Поступил работать в Метрострой, где немного подучившись, стал помощником машиниста компрессорной станции.

О том, как он стал летчиком, Николай Яковлевич вспоминал так: «В коллективе трудилась в основном молодёжь. И многие мечтали летать. Тогда ведь о лётчиках писали не меньше, чем теперь о космонавтах. А какие чудеса они творили, какие подвиги совершали! "Разве можно нам, комсомольцам, оставаться в стороне от такого интересного дела, каким является авиация?" - так думали многие.

Не был, конечно, исключением и я. Грезил небом. Тем более что брат мой уже окончил к тому времени аэроклуб. Метрострой имел свой аэроклуб... Захотелось и мне поступить туда. Но Анатолий уверял: "Не примут тебя, ростом не вышел". Я, как видите, и в самом деле не баскетболист, хотя и вытянулся позже, а тогда был мальчишка мальчишкой. Тем не менее комиссию прошёл удачно, стал учиться.

Мы, конечно, понимали, сколь важна теория, всё то, что нам преподавали в аудиториях. Тем не менее каждый рвался быстрее занять место в кабине учебного У-2, подняться в воздух. И когда наступил этот день, когда внизу поплыла назад земля, радость испытал неописуемую. Думаю, такую же радость испытывает каждый человек, впервые оказавшийся за штурвалом самолёта.

Время обучения в аэроклубе пролетело быстро. Там, кстати, и прыгать с парашютом научился. Жизни без неба уже не мыслил для себя. Очень обрадовался, когда в Московском горкоме комсомола получил в 1940 году путёвку в военную авиационную школу пилотов. Через полтора года, в сентябре 1941-го, когда по нашей земле уже более двух месяцев шла война, нам вручили документы об окончании школы».

Но на фронт Николай Яковлевич попал только через год с небольшим. Сперва оставили лётчиком-инструктором в Балашовской военной авиационной школе. На все его рапорты либо не реагировали, либо говорили: "Все хотят на фронт, а кто здесь служить будет, кто пополнение будет готовить?".

С 26 декабря 1942 года младший лейтенант Яковлев в составе 820-го штурмового авиаполка участвует в боях на Калининском фронте в районе Демянска. «Летал я на Ил-2. Дел нам, штурмовикам, хватало: обработать передний край противника, нарушить его коммуникации, взорвать склад, поджечь боевую технику. Радостно было видеть, как наша пехота на земле шапки вверх бросает, ликует, когда мы возвращаемся после удачной штурмовки».

Но все же не завидная участь была у летчиков-штурмовиков. Их средняя выживаемость в первый год войны не превышала 9 –11 боевых вылетов, а в середине войны — около 26. Причиной больших потерь было то, что штурмовики летали на малой высоте, зачастую на бреющем полете (5 - 50 метров). Огонь с земли по ним велся из всех видов вооружений, чуть ли не из пистолетов. Бронекапсула Ил-2 защищала летчика от стрелкового оружия и осколков снарядов. Но спасти от плотного и точного огня немецкой зенитной артиллерии не могла. Прямые попадания их снарядов пробивали броню штурмовика.

В наградном листе младшего лейтенанта Яковлева Н.Я сказано: «При выполнении боевого задания 16.4.43г. на штурмовку артиллерии противника в районе Белгорода самолет был подбит зенитной артиллерией противника и атакован 4 «МЕ-109», с которыми он вступил в воздушный бой. В результате чего стрелком был сбит 1 «МЕ-109», а его самолет был подбит, произвел посадку на территории занятой противником. Благодаря мужеству и смелости в течение 10 суток пробрался через линию фронта, явился в часть и начал снова летать на боевое задание.

При выполнении боевого задания 8.7.43г. по штурмовке танков противника в районе Белгорода самолет был сильно подбит зенитной артиллерией противника и стал плохо управляемый, в это время группа была атакована 9 «МЕ-109», но благодаря отличной технике пилотирования, он сумел отбивать атаки истребителей противника от ведущего, и в это время стрелок его экипажа сбил 1 «ФВ-190». В воздушном бою самолет его был сильно поврежден, стал трудно управляемым. Тов. ЯКОВЛЕВ все же сумел перетянуть линию фронта и сесть на свою территорию». 

Работая с малых высот Ил-2 чаще и дольше, чем другие самолеты, находились в зоне действия огня малокалиберной артиллерии немцев, одно орудие которых могло произвести от 280 до 450 выстрелов в минуту. В результате у штурмовиков редкий вылет обходился без потерь в эскадрилье, а в штурмовых авиаполках за год обновлялось по 80-90% летного состава.

За годы войны летчик-штурмовик Н.Я. Яковлев участвовал в Великолукской операции, Курской битве, Белгородско-Харьковской операции, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.

«Однажды мы в составе группы из 16 "Илов" вылетели на штурмовку, - вспоминал Николай Яковлевич. - Вскоре заметили, что в нашу сторону направляются "Юнкерсы" - около четырех десятков. Решили атаковать их. Встреча произошла над передним краем. Завязался воздушный бой. Мы понимали, что не дело штурмовиков, гружённых бомбами, имеющих специальное задание, ввязываться в схватку, да ещё с превосходящим нас по численности противником. Но ведь на войне решение нередко диктуют обстоятельства.

Наши "летающие танки" пошли в лобовую. Гитлеровцы, конечно, и представить себе не могли такой прыти от нас: ведь на одного советского самолёта приходится 2 - 3 фашистских. Но мы уже хорошо усвоили, что воевать можно и нужно не только числом, а и умением. Машины у нас были мощные. Вооружены пушками и пулемётами. Сделаешь прицельный выстрел, и вражеский самолёт на куски рассыпается, горит. Примерно в течение 25 - 30 секунд такая участь в том полёте постигла 8 фашистских бомбардировщиков. Один сбил я...».

8 октября 1943 года Народный комиссар обороны Маршал Советского Союза И.В. Сталин подписал Приказ № 294 с объявлением положения о наградах и премиях для личного состава ВВС Красной Армии, авиации дальнего действия, истребительной авиации ПВО и ВВС Военно-Морского флота. Согласно его с 1 сентября 1943 года вводилась новая градация количества боевых вылетов и сбитых самолетов противника, на основании которой летчики могли получить правительственную награду. Так для получения звания Героя Советского Союза летчик-штурмовик должен был совершить 80 успешных боевых вылетов или лично сбить в воздушных боях 10 самолетов противника.

В 2,5 раза перевыполнил эту норму командир авиаэскадрильи 140-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старший лейтенант Н. Я. Яковлев, совершив за годы войны 201 боевой вылет на штурмовку войск противника, нанеся ему большой урон. Лично уничтожил: 2 роты живой силы противника, 10 танков, 40 автомашин, 17 повозок, подавил огонь 3 батарей, создал 16 очагов пожаров, взорвал 4 цистерны с горючим, поджёг 1 железнодорожный эшелон. Проведя 25 воздушных боёв, сбил в группе 4 вражеских самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Яковлеву Николаю Яковлевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Не думал, что стану Героем. Воевал, как все, стремился к тому, чтобы победить врага. И когда был просто лётчиком, и когда командовал звеном, был заместителем командира эскадрильи, знал, что в бою мы с друзьями единый организм, одно целое. Принцип: "Один - за всех, все - за одного!" считался у нас святым.

Нередко исход боя зависел и от физической выносливости. Не раз с благодарностью вспоминал своих учителей по аэроклубу и авиационной школе, которые прививали нам любовь к спорту. Я был неплохим легкоатлетом, иногда и с гирями упражнялся, и в Москве-реке плавал. Не раз потом в бою казалось: вот-вот собьют, силы кончаются, выдохся вроде полностью. Но всегда до последней секунды заставлял себя превозмогать слабость, бороться с противником, никогда не отчаиваться и побеждать...».

После войны Николай Яковлевич продолжил службу в ВВС командиром авиаэскадрильи штурмового авиаполка (в Центральной группе войск, Австрия). В 1947 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС. Служил в ВВС заместителем командира авиаэскадрильи и командиром звена штурмовых авиаполков (в Центральной группе войск в Венгрии и Белорусском военном округе). С 1949 – офицер наведения пункта управления истребительного авиакорпуса (в Белорусском военном округе). С мая 1950 года капитан Н.Я.Яковлев – в запасе.

В 1950-1951 годах работал диспетчером отдела железнодорожных перевозок Метростроя, в марте-апреле 1951 – начальником штаба местной ПВО (гражданской обороны) механического завода №5 Метростроя. В феврале-июне 1952 – помощник начальника Московского строительного управления треста «Моспромстройматериалы».

Затем работал в «Дорстройтресте» Московской железной дороги: инспектором отдела материально-технического снабжения (1952-1953), инженером-механиком (1953-1969) и старшим инженером (1969-1990).

Жил в Москве. Умер 11 апреля 1993 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награжден: присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 6555 (1945г.), 3 орденами Красного Знамени (1943г., 1944г., 1944г.), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1944г., 1985г.), орденом Красной Звезды (1943г.), медалями.

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2021

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73
тел./факс +7 (4812) 38 73 46

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!